Меню Закрыть

Храмы и святыни монастыря

В настоящее время в Свято -Троицком Даниловом мужском монастыре  4 действующих храма, 5 престолов:

  1. Собор Живоначальной Троицы с приделом и колокольней (1532 г.)
  2. Церковь всех Святых (1687г.) 
  3. Храм Похвалы Богородицы (1695г.)
  4. Святые ворота с храмом Тихвинской иконы Богоматери (1700г.)
  5. Башня с колодцем преподобного Даниила
  6. Братский корпус (1696г.)
  7. Сторожка (19 век)

Бросим беглый взгляд на обитель в настоящее время:
обитель окружена высокою каменною оградою; с западной стороны ведут в неё «святые» ворота, через которые вы можете попасть  в монастырь. Над святыми воротами помещается храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (4).

Прямо против святых ворот высится соборный храм во имя Святой Троицы(1), построенный на средства великого князя Василия III, отца Иоанна Грозного, при жизни преподобного Даниила.  К северной стене этого храма примкнут придельный храм во имя преподобного Даниила, построенный вскоре после открытия его мощей. Оба эти храма сохраняют свой первоначальный архитектурный план. В арке, соединяющей эти храмы,  почивают в раке мощи преподобного Даниила.  К северо-западному углу храма во имя преподобного Даниила примыкает массивная с шатровым верхом колокольня, построенная в конце XVII столетия.

Рядом с Троицким храмом к югу высится величественное здание храма Похвалы Богородицы (3) с трапезною и бывшими настоятельскими покоями. Настенные архитектурные
украшения конца XVII в. сохранились на этом здании без существенных изменений, а сделанные к нему в разное время пристройки не изменили его общего первоначального плана.

Вблизи Даниловского храма к востоку находится каменный небольшой храм во имя Всех Святых (2), построенный первоначально еще преподобным Даниилом, в камне же построенным в конце XVII столетия. В конце XIX столетия храм этот снаружи реставрирован и внутри заново отделан. 

В северо-восточной башне ограды находится колодец,
ископанный, по преданию, преподобным Даниилом (5).
Вдоль южной стены длинною линией протянулись двухэтажные каменные братские кельи (6). За братскими кельями расположены различные хозяйственные
пристройки.

Главный храм обители (построен в 1532г.). Освящен в честь Святой Троицы. 

Престолы: главный — в честь Святой Троицы; северный — в честь преподобного Даниила Переславского 

Приделы: центральный — в честь Пресвятой Троицы,  северный придел — в честь преподобного Даниила,  южный — придел во имя усекновения честной главы Иоанна Крестителя, имя которого носил крестник преподобного Даниила Иван Васильевич, будущий Грозный царь.

Богослужения: Храм летний, богослужение в нём совершается ежедневно с начала июня по середину октября. 

Четырёхстолпный одноглавый Троицкий собор был построен в 1532 году в соответствии с архитектурными традициями своего времени. Возведенный в честь рождения сына Ивана III – будущего царя Ивана Грозного – он стал главным храмом монастыря. Несмотря на небольшие размеры, собор отличается монументальностью и изяществом пропорций, и кажется изнутри довольно просторным.

Главный собор Данилова монастыря славится своей фресковой росписью, созданной в 1662-1668 гг. артелью известного костромского иконописца Гурия Никитина. Западную стену храма, как и предписывает канон, украшает фреска с изображением страшного суда, а на боковых стенах можно увидеть сцены из истории Лота и его дочерей. Сильное впечатление производит изображение Спасителя, сделанное во весь купол храма. Фрески Троицкого собора считаются одним из самых значительных произведений костромской школы второй половины XVII века, дошедших до нашего времени.

С северной стороны к храму примыкает небольшая церковь во имя преподобного Даниила, возведенная в 1660 году над местом его погребения.

В ансамбль Троицкого собора входит и двухэтажная шатровая колокольня, построенная в 1689 году на средства князя Барятинского.

Церковь Всех Святых (1687г.) 

Каменная одноглавая церковь во имя Всех Святых 1687 года постройки находится в восточной части монастыря. Ее предшественница – деревянная Всехсвятская церковь, построенная еще преподобным Даниилом, была первым храмом на территории обители. В 1892 году храм возобновлялся.

Престол: в честь Всех Святых

Богослужения: службы совершаются в течение всего года, согласно расписанию

Церковь во имя всех святых при бывшей монастырской больнице построена в 1687 году по образцу древней бывшей деревянной церкви.  При ней в южной
стороне склеп (род пещеры), сделанный в память того, что на сём месте и в таком же склепу молился преподобный Даниил, слушая в оконце божественную службу. 

История: На северной стороне Всесвятской церкви бывшие кельи больничные двухэтажные построены в 1687 году на монастырские и пожертвованные деньги; но в 1744 году, при открытии епархии Переславской, обращены они для семинарских классов. В 1834 году в них помещались духовные уездное и приходское училища, по данным 1908 года пристройки были в полуразрушенном состоянии.

По книге В. Г. Добронравов «История Троицкого Данилова монастыря в г. Переславле-Залесском»

Церковь Похвалы Божией Матери (1696г)

Церковь «Во имя похвалы» входит в сложный комплекс сооружений к югу от Храма Троицы. 

Богослужения: службы совершаются в холодное время года, согласно расписанию

Бесстолпная трехапсидная церковь, существовавшая еще во времена Даниила, была заново отстроена в 1691-1696 годах. К церкви примыкает двухэтажная трапезная палата, построенная на средства князя И.П. Барятинского. Здесь же, у стены трапезной он был погребен. В память о жизни и деяниях этого человека у южной стены церкви установлена каменная резная доска.

История: 

Вскоре после Троицкого храма преподобным Даниилом была устроена другая каменная церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Святых. Под этой церковью в нижнем этаже устроены были «различные палаты, удобные ко многим службам и потребам монастырским». 

По окончании постройки колокольни (1689 г) Троицкого храма, на средства князя Барятинского начато было другое, более дорогостоящее дело: постройка новой церкви в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.  Естественно, что здание церкви и трапезы и бывших здесь других помещений за два с половиною века существования обветшало и щедрый благотворитель пожелал на этом месте воздвигнуть новое величественное здание.

Князь Барятинский пожелал построить новую каменную церковь с тёплой трапезой, с хлебнею, с погребами, с палатками — кладовыми и службами.

Все работы были покончены и церковь была освящена в 1696 году.  Всё это здание сохранилось в монастыре до настоящего времени, но первоначальный его вид
и архитектурные украшения несколько изменились, так как оно
дважды в XVIII столетии пострадало от пожара.

По книге В. Г. Добронравов «История Троицкого Данилова монастыря в г. Переславле-Залесском»

Святые врата и Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1889 г.)

Через Святые врата, построенные в 1700 году, осуществляется вход в Свято-Троицкий монастырь. Церковь над вратами в честь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1889 году.

История:

Каменная же церковь на святых вратах во имя преподобного Сергия, существовавшая уже в начале XVII столетия, в 1695 г. сгорела от удара молнии и стены её распались. Такая ограда и такие святые врата не гармонировали с новыми постройками в монастыре. Власти монастыря обратились к тому же известному благотворителю  князю Барятинскому. Он и на эту постройку дал свои средства. Святые ворота и церковь на них были поставлены к 1701 году, но освящена была церковь только в 1713 г. 

В 1793 г. престол во имя преподобного Сергия, бывший на святых воротах, был перенесён в трапезу храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, и в бывшей церкви впоследствии было отведено помещение для архива Переславского духовного правления. Уже в конце XIX столетия святой ворота на средства купчих Гладовых были обновлены, покрыты железом, а в 1892 г. на месте прежде бывшей Сергиевской церкви устроен и освящён храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. 

По книге В. Г. Добронравов «История Троицкого Данилова монастыря в г. Переславле-Залесском»

Мощи преподобного Даниила Переславского

Преподобный Даниил был погребён возле жертвенника Троицкого собора. 18 ноября 1653 года его мощи обретены, а 30 декабря свидетельствованы митрополитом Ионой Ростовским и Ярославским.

Святые, нетленные мощи преподобного и богоносного отца нашего Даниила составляют украшение и утверждение града и обители его; и всем с верою, упованием и любовью притекающим к ним источают исцеление душевных и телесных болезней.

Господь, прославляя Угодника Своего знамениями и чудесами, восхотел открыть и святые мощи его во славу Пресвятого имени Своего, и к душевной и телесной пользе всех, с верою притекающих к ним.
Однажды братья находились на работе на пустоши; наступил такой зной, что нельзя
было работать, все трудившиеся стали для отдыха укрываться под деревами, и также один из них, именем Иоанн, возлёг под деревом и от утомления заснул. Ему является светолепный старец, который говорит: «Встань, Иоанне; ныне новый исповедник и равноапостольный Филипп, Митрополит Московский и всея России, не восхотел пребывать в Соловецком монастыре, но пришёл на свой престол в царствующий град. Время и мне явиться; ибо не могу уже оставаться покровенным землёю, но да прославится и моё имя, как блаженного Филиппа». Иоанн от ужаса едва мог спросить о имени. Он сказал: «Я Игумен Даниил; иди в обитель Пресвятыя Троицы, где лежит тело моё, и там возвести о сём Настоятелю и всей братии». После сего он стал невидим. Иоанн пробудился в радостном трепете и поспешил возвестить о сём Архимандриту Тихону. Нашли запись о чудесах, бывших от Преподобного Даниила, и сию запись препроводили к Благочестивому Царю Алексию Михайловичу и Святейшему Патриарху Никону с прошением, чтобы они повелели освидетельствовать чудотворные мощи Преподобного Даниила. Царь и Патриарх дали вместе одну грамоту о сём.
Когда в присутствии всей братии прочтена была грамота; то братия согласились на некоторое время наложить на себя пост, чтобы постом приготовиться к такому важному делу.
Архимандрит Тихон и эконом Никита, привёзший грамоту, 18 ноября пришли ко гробу Преподобного, где прежде устроена была каменная палатка, и начали вместе говорить: достойно есть. С ними был пономарь, добродетельный монах Иов. По окончании «достойна» Архимандрит Тихон с благоговением и страхом Божиим берёт заступ, делает им крест прямо против главы Преподобного и начинает копать землю своими руками; прошедши три ряда, отдаёт заступ эконому. Эконом, приняв заступ, начинает усердно копать землю; на средине гроба показалось пустое пространство, как бы нарочно устроенное. Земля дивно держалась сама собою, как будто сень над гробом. В самом гробе заметили такое малое отверстие, что едва можно пройти одной руке. Эконом опустил в сие отверстие свечу; и увидел мощи Преподобного. Когда он увидел сие неоцененное сокровище, то они исполнились неизъяснимой радости, и в надежде на Всемогущего Бога, на Пречистую Богородицу и на молитвы Преподобного Даниила открыли гроб его. Святые мощи как будто были помазаны миром; одежда на Преподобном несколько подверглась тлению, но схимнический венец на главе его
был как будто новый. Лицо его было обращено на десную страну, к созданной им церкви
во имя Пресвятой Троицы; десною своею рукою он держал мантию при рёбрах своих; лицо Преподобного было украшено сединами. Все проливали радостные слёзы, отпели панихиду и устроили над мощами деревянную палатку, славя и благодаря Бога, давшего толикую благодать рабам своим. Послали эконома к Государю и Патриарху возвестить о нетлении святых мощей. Царь и Патриарх повелели освидетельствовать мощи Преосвященному Ионе, Митрополиту Ростовскому. Сей Преосвященный, прибыв в обитель Пресвятой Троицы, совершил всенощное бдение и молебное пение, освятил воду, отслужил Божественную Литургию и по окончании Литургии пошёл с освящённым Собором, при множестве народа, на гроб Преподобного. Когда открыли гроб, то увидели Преподобного Даниила, как бы живого. Преосвященный приказал подвести к мощам бывших тут бесноватых, которые от прикосновения к одному гробу немедленно получали исцеление. Все присутствовавшие, видя чудеса, прославляли Бога и Преподобного Даниила. Митрополит исследовал всё подробно и приняв от Архимандрита запись о чудесах, прежде бывших от Преподобного, послал вышеозначенного эконома Никиту с донесением к Государю и Патриарху. Они, получив сие донесение, повелели над мощами Преподобного Даниила поставить церковь во имя его, и дважды в год праздновать ему — на день преставления его, месяца апреля в седьмой день, и день обретения святых мощей его — декабря 30 дня.

Из книги Платона, епископа Костромского и Галичского » Основание Переславского Троицкого Данилова монастыря преподобным Даниилом» , 1853 г.