Меню Закрыть

Фрески Троицкого собора

Христос Вседержитель. Роспись купола. 1662 г
Роспись купола. 1662 г
История Авраама. Роспись северной стены. 1668 г
Вознесение Господне. Роспись северо-западного свода. 1662 г.
Рождество Богородицы. Роспись северного свода. 1662 г.
Рождество Иоанна Предтечи. Роспись дьяконника. 1662 г
Апокалипсис. Поклонение престолу Божьему. Роспись западной стены. 1668 г.
Рождество Христово. Фрагмент
Воскресение Господне (Сошествие во ад). Роспись западного свода. 1662 г.
previous arrow
next arrow
 

Троицкий собор — второй по древности в Переславле, а его прекрасно сохранившиеся фрески XVII века — одна из жемчужин «Золотого кольца».

Главный храм переславского Данилова монастыря был построен как дар Богу от Великого князя Василия III в благодарность о рождении наследника. Завершённый в 1532 году, храм имел два придела: центральный в честь Пресвятой Троицы и правый в честь Иоанна Предтечи. Левый придел в честь преподобного Даниила Переславского был пристроен в 1660 году, вскоре после обретения мощей святого и его канонизации.

Фрески собора созданы в 1662– 1668 годах. Это работа артели Гурия Никитина, костромского иконописца, прославившегося также своими росписями храмов в Костроме, Ярославле, Суздале и в Московском кремле.

На северной и южной стенах изображены сюжеты из библейской книги Бытия (главы 18–22), начиная с явления Бога Аврааму в виде трёх ангелов и заканчивая жертвоприношением Исаака. Западная стена и нижние ярусы северной и южной стен показывают Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) — таинственное предсказание о событиях перед концом света, Вторым Пришествием Христовым и Страшным судом.

Иконостасы и роспись Данилова придела — новые, мастеров Троице-Сергиевой Лавры.

Схемы фресок Троицкого собора

История создания росписи Троицкого собора

Стенопись Троицкого Данилова монастыря принадлежит к лучшим достижениям русского монументального – декоративного искусства 17 века. Время ее создания относится к расцвету монастыря, когда преподобного Даниила Переславского причислили к лику святых, а его мощи были открыты и перенесены в главный монастырский храм. Настоятелем в это время был раскаявшийся идеолог раскольников Иван Неронов, тогда, как его предшественник- игумен Никита – был переведен в московский Чудов монастырь вместе с келарем Саввой.

Именно Савва, еще до своего переезда, к десятилетию канонизации преподобного Даниила пожертвовал 300 рублей на роспись собора. К работе был привлечен один из лучших иконописцев своего времени Гурий Никитин Кинешемцев. В артель Гурия Никитина входил его помощник Сила Савин и костромские иконописцы Леонтий Емельянов, Григорий Григорьев, Симеон Павлов.

Артель костромский иконописцев занималась росписью Архангельского собора Кремля, когда келарь Савва попросил патриаршего местоблюстителя ростовского митрополита Иону Сысоевича отпустить художников в Переславль. И летом 1662 года артель приступила к росписи Троицкого собора. Однако завершить роспись в этот раз им не удалось. Закончив только главу и люнеты, костромичи были отозваны в Москву для продолжения работы в Архангельском соборе Кремля. И только по царскому указу от 18 мая 1668 года артели Гурия Никитина удалось вернуться в Переславль и закончить работу уже при игумене Антонии и келаре Иакове. На это раз артель была расширена за счет трех новых молодых мастеров-костромичей: Григория Попова, Петра Дунаева и Леонтия Пушкарицина.

Роспись Троицкого собора отличает глубокая продуманность в стилевом решении. В ней явно прослеживается влияние византийской традиции. Храм посвящен Святой Троице, и сюжет ее раскрывается как через ветхозаветные образы, так и основные этапы человеческой истории как истории Божественного Домостроительства, центральным моментом которой являются воплощение и искупительная жертва Христа, а заключительным – Второе Его пришествие, Страшный суд и воссоединение праведных с Богом в Царствии Небесном.