Меню Закрыть

История монастыря

Свято-Троицкий Данилов монастырь — православный мужской монастырь.

Свято-Троицкий Данилов монастырь расположен на оврагах, служивших в древности как скудельницы – далекое от города место, где хоронили умерших без покаяния и церковного причастия – бездомных, нищих, безвестных странников, а также скончавшихся скоропостижно или не своей смертью. Подобные кладбища назывались божедомьем.

Неподалёку на возышенности находится Горицкий монастырь, монах которого Даниил, видевший над оврагами мерцающие огоньки, был убежден, что это свидететльство праведности некоторых из похороненных там людей и взял за послушание предавать земле каждого, кого привозили в овраги.

В 1508 году братья Иван и Василий Андреевичи Челяднины, попавшие в опалу у Василия III, пригласили монаха Даниила в свою  вотчину в селе Первятине отслужить молебен об утолении государева гнева, сразу после которого к ним прибыл  царский посланник с вестью о возвращении им милости государя. Братья, желая отблагодарить Даниила, помогли ему выкупить землю на Божедомье и собрать деньги на строительство там храма всех Святых. Они представили его  Великому Князю Василию, который выдал Царскую грамоту «на брежение… дабы никто ж не владел тем местом, ниже служителем тоя церкви, кроме Данила», и пожертвование на строительство. После этого Даниил  был принят митрополитом Симоном, который дал митрополичью грамоту на возведение храма. Помог построить храм новгородский купец (по-видимому, из числа насильственно пересленных Иваном III новогородцев в Переславскую землю), принявший при этом монашеский постриг и поселившийся близи храма.

В 1508 г. был построен деревянный храм во имя Всех святых. Нашлись желавшие жить при этом храме иноческой жизнью, и постепенно вокруг небольшой Всехсвятской церкви стал образовываться одноименный монастырь.  Вскоре кроме церкви во имя Всех святых построена была еще одна деревянная трапезная церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Для ближайшего заведования обителью был поставлен игумен – некий Иов, а сам Даниил продолжал жить в Горицком монастыре.

Жизнь новой обители складывалась непросто. Недовольные изъятием участка под храм, владельцы земли Иоанн и Наталья Немчины и Григорий Изъединов с оружием прогоняли братию с полевых работ и не позволяли даже выходить из монастыря. Скудость обители тяготила братию, начавшую роптать на её основателя.  Успокаивая себя тем, что он желал устроить только церковь, а обитель образовалась как бы сама собою, не по его воле, Даниил решил было устраниться от всякого участия в жизни обители, но отказался от этого по увещеванию своей матери, жившей уже в Переславском Вознесенском женском монастыре. Благодаря притоку пожертвований от различных почитателей Даниила, тяжёлые времена для обители вскоре миновали, и братия перестала нуждаться в средствах существования.

Василий III на французской гравюре Андре Теве 

«Иван IV Васильевич». Парсуна. 1630-е гг. Национальный музей Дании (Копенгаген).                                                     

В 1510 г. 8-го сентября Василий III посетил монастырь, беседовал с его основателем, и под впечатлением от беседы учредил для обители на каждый год хлебную ругу. Такое же расположение Даниил приобрёл и у брата Василия III Угличского князя Димитрия Иоанновича, также не оставлявшего Всехсвятскую обитель своими пожертвованиями. Вместо построенных вначале церквей были возведены новые более пространные и благоукрашенные, а также были устроены дополнительные кельи (к этому времени в обители жили около 70 насельников). Житницы монастыря не закрывались для страждущих даже во время глада в русской земле.

Василий III еще трижды посещал Даниила (1523, 1525, 1528), который по его настоянию становится игуменом обители и поселяется в ней.  Когда 25 августа 1530 у Великого князя родился долгожданный наследник престола, Даниил призывается в Троице-Сергиев монастырь, где вместе со старцами Кассианом Босым  и Иовом (Курцевым) становится восприемником будущего царя Ивана IV, принимая его от купели.

В 1530-1532 гг. на средства Василия III, пожертвованные в честь рождения сына, в монастыре возводится каменный храм – одна из древнейших сохранившихся построек Переславля. Строительством руководил ростовский зодчий Григорий Борисов, работавший до того в Борисоглебском и Калязинском монастырях. Новый храм был освящен в честь Пресвятой Троицы, а в дьяконнике устроен предел Иоанна Предтечи – небесного покровителя крестника Даниила. По посвящению главного престола монастырь переименовывают в Троицкий. Вскоре после Троицкого храма была устроена другая каменная церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Святых. Под этой церковью в нижнем этаже устроены были «различные палаты, удобные ко многим службам и потребам монастырским».

3 ноября 1532 года в Богоявленской церкви на Троицком подворье в Москве Даниил вместе с игуменом Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (Скрипицыным) крестил 2-го сына Василия III — Юрия.

Со смертию великого князя (1533) великокняжеский престол занял крестник преподобного Иоанн Васильевич, который так же внимательно и благосклонно относился к нуждам Троицкой обители своего крёстного отца.

Весной 1539 года чувствуя приближение смерти, Даниил отправился к государю и митрополиту в Москву объявить им о своём намерении оставить настоятельство, и великий князь с митрополитом избрали ему преемником старца Илариона, который по назначении настоятелем монастыря возведён был в сан архимандрита. Царь выдал также Троицкому монастырю жалованную грамоту. На восемьдесят первом году своей жизни, 7 апреля 1540 г., приняв великую схиму, Даниил мирно скончался. Тело погребено было, по его указанию, у северной стены алтаря Троицкого храма; над могилой вскоре была поставлена каменная палатка.

Местное почитание преподобного Даниила установилось в Переславле-Залесском сразу после его кончины, у гроба святого регулярно служились панихиды. О монастыре ревностно заботились преемники преподобного Даниила по управлению монастырём — архимандриты: Иларион (1539—1543 гг.), Кирилл (1543—1572 гг.), Сильвестр (1573—1579 гг.), Сергий (1580—1585 гг.). С 1572 у монастыря появилось подворье в Москве.

Царь Иван Васильевич и по смерти своего восприемника продолжал благосклонно относиться к его обители. Вводя в государстве различные ограничения относительно приобретения монастырями вотчин, он в то же время ни в чём не отказывал настоятелю и братии Данилова монастыря. В Даниловом монастыре в то время, — кроме архимандрита, было 4 священника, 2 диакона и 48 старцев. Иван Васильевич в 1547 году особою грамотою подтвердил, чтобы с крестьян Данилова монастыря не брать ямских денег и пахотных людей и не наряжать их на городовое дело. Через два года царём была подтверждена особая льгота, данная монастырю Василием III, по которой 50 возов покупаемых или продаваемых монастырём товаров освобождались от всяких торговых пошлин. По той же грамоте государь велел выдавать Даниловой обители из казны 5 рублей на масло. Монастырю к тому времени помимо вотчин уже принадлежало семь городских слободок.

Фёдор I Иванович, известен также по имени Феодор Блаженный, царь всея Руси и великий князь Московский, третий сын Ивана IV

Михаил Фёдорович — первый русский царь из династии Романовых, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года

Царём Феодором Ивановичем было подтверждено всё ранее приобретённое монастырем имущество и выдана тарханная грамота 10 июня 1584 г.

Обитель серьёзно пострадала в Смутное время: «Въ Переславлѣ стояли Польскіе и Литовскіе люди, Сапѣга съ товарищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и монастырскiя жалованныя грамоты, и вотчинныя крѣпости, изодрали», — записано в челобитной архимандрита Корнилия царю Михаилу Федоровичу от 7123 года (1615). Еще больший ущерб был нанесен монастырским вотчинам: одни крестьяне убиты, другие разбежались, дома разграблены. Архимандрит обращался с просьбой о возвращении беглых крестьян монастырю. Разрешив насильное возвращение только тех крестьян, чьё прежнее проживание в принадлежащих монастырю вотчинах будет доказано, и закрепив за монастырем прежние вотчины, Михаил Феодорович дал и свою тарханную грамоту. По этой грамоте вотчины освобождались от податей, денежных поборов, хлебных запасов и кормов, «опричь (кроме) ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго и острожнова дела»; крестьяне освобождались от суда воевод и приказных и отдавались на суд архимандриту, в случаях смесного суда за монастырём оставалось прежнее право;  крестьяне освобождались от обязанности возить к ямчужному амбару сор и дрова, давать на поделку деньги, ставить тюрьмы и стеречь у них. Нарушение жалованной грамоты виновным грозило государской опалой. В 1647 г. грамота была подтверждена царём Алексеем Михайловичем с небольшим добавлением: «а что указано было их судить в году на три сроки и то ныне отговорено и быть тому по новому указу». К 1678 году монастырь владел 451 двором с живущими в них людьми, а к 1701 году — 751 двором и около 3000 мужских душ крестьян.

Патриарх Никон (Минин)(1605 – 1681)

Алексей Михайлович Тишайший (1629 -1676)    

В 1653 году архимандрит Тихон с келарем старцем Никитою обратился с просьбой к патриарху Никону о прославлении преподобного Даниила и строительстве над его гробом новой каменной церкви во имя основателя обители. По освидетельствованию мощей преподобного Даниила было получено разрешение на строительство, а чуть позже 2 сентября 1654 г. — распоряжение праздновать преподобному Даниилу 7 апреля в день его преставления и 30 декабря в день обретения и освидетельствования его честных мощей.

Церковь во имя преподобного Даниила была построена и освящена к 1660 году. Она была приложена к северной стене Троицкого храма, так что могила преподобного Даниила оказалась в храме пред алтарём у правого клироса.  

В 1662 г. было принято решение расписать Свято-Троицкий собор священными изображениями. Монастырский келарь Савва, только что переведенный вместе с игуменом Никитой  в Чудов монастырь, нанял уже в Москве для украшения интерьера Троицкого храма артель художников, во главе которой стоял Гурий Никитин Кинешемцев. Сам Савва перед отъездом пожертвовал 300 рублей на роспись собора. В артель Гурия Никитина входили его помощник Сила Савин и костромские иконописцы – Леонтий Емельянов, Григорий Григорьев, Симеон Павлов. Работа растянулась на несколько лет и совершалась с перерывами. Причина перерывов заключалась в отъезде артели на росписи других соборов (Архангельского собора,  церкви Григория Неокесарийского в Москве, собора Богоявленского монастыря в Костроме и др.).  После этого власти монастыря для окончания росписи стен Троицкого собора обратились к другим, неизвестным иконописцам, которые и окончили работу к 1669 году.

Фёдор III Алексеевич —  Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с 1676 года, из династии Романовых.

Пётр I Алексеевич, прозванный Великим — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

В 1681 г. власти Данилова монастыря обратились к царю Феодору Алексеевичу с просьбой дать им подтвердительную грамоту на все вотчинные владения, приобретённые различными путями монастырём со времени его основания, так как «многие жалованные грамоты и крепости от давних лет изветчали, для вотчинного дела к Москве и в городе тех грамот возить нельзя».Государь дал грамоту: в ней перечислены все монастырские вотчины, пожалованные государями и приложенные частными лицами, а также приобретённые покупкою и путём обмена. Но в нем уже ни слова не упоминается о тех разнообразных льготах, которые излагались в прежних грамотах. Вскоре после этого власти Данилова монастыря развивают энергичную деятельность в расширении своих земельных владений путём обмена с разными частными лицами. Уложением царя Алексея Михайловича монастырям было запрещено приобретать новые вотчины, и обмен землями с другими владельцами оставался единственным способом к расширению и улучшению вотчинных владений, служивших главным источником содержания монастыря. Доходную статью составляли для обители также рыбные ловли и мельницы, частью пожалованные монастырю и частью устроенные им в разных местах. Крестьяне кроме обработки монастырской земли обложены были ещё в пользу монастыря денежными и другими сборами.

Построение храма во имя преподобного Даниила и обновление Троицкого храма были началом полного обновления Данилова монастыря, законченного к XVIII столетию. Этим обновлением монастырь обязан деятельному настоятелю архимандриту Варфоломею, управлявшему обителью целую четверть века (1675—1701), и щедрому благотворителю князю И. П. Барятинскому.

В 1683 году архимандрит Варфоломей обращается к патриарху Иоакиму с просьбою о разрешении устроить для больничной братии особые кельи и при них церковь во имя Феодора Стратилата. Свою просьбу он мотивирует тем, что в их монастыре «больничная братия старые дряхлые живут по разным братским кельям и на соборное пение в церковь Божию ходить не могут». На постройку этих келий и церкви дал 200 р. вкладу князь Юрий Никитич Барятинский с условием, чтобы новая церковь была освящена во имя Феодора Стратилата в память о погибшем в боях с разинцами сыне – воеводе и окольничем Федоре Юрьевиче.

Но архимандрит и братия более желали освятить церковь во имя Всех Святых в память того, что основанная преподобным Даниилом первая церковь обители была освящена в это наименование. Посему они просили патриарха освободить их от данного князю Барятинскому обязательства, мотивируя ещё и тем, что вклад Барятинского был незначителен, что его едва достало на железные связи. Патриарх удовлетворил просителей, и новая церковь в 1687 г. была освящена во имя Всех Святых, а Федору Стратилату посвящался только один из приделов. При церкви устроен был каменный склеп с небольшим окном в церковь в память того, что на этом месте в таком склепе молился преподобный Даниил. Церковь эта без наружных изменений, но обновлённая внутри, сохраняется до настоящего времени.

В 1687 монастырь посещают Иван и Петр Алексеевич вместе с царевной Софьей. В 1692 г. царь Пётр Алексеевич в своё пришествие в Переславль для спуска в озеро двух фрегатов и яхты пожаловал в Данилов монастырь ризы изарбав золотной, оплечье бархатное золотное по чёрной земле, два покрова и воздух — аксамитные золотные и стихарь байбарековый. В 1693 г. государи Иоанн и Пётр Алексеевичи пожаловали на гроб преподобного Даниила покров, а в 1695 г. они же прислали из Москвы на гроб преподобному Даниилу резную золочёную сень и бархатные ризы.

С 1688 г. начинают поступать в Данилов монастырь пожертвования князя Ивана Петровича Барятинского. В 1697 г. на 82 году своей жизни князь Барятинский поступил в Данилов монастырь и принял иночество с именем Ефрема. В 1701 году старец Ефрем скончался и погребён у северной стены настоятельских келий. Против его могилы на стене высечена надпись: Стани здѣсь, человѣче, ко гробу сему присмотрися, яко человѣкъ на мѣстѣ семъ положился, рабъ Божiй, вкладчикъ сея обители, схимонахъ Ефремъ, что въ мiрѣ былъ бояринъ князь Иванъ Петровичъ Барятинскiй; житiя его было 86 лѣтъ 8 мѣсяцевъ, преставися въ лѣто 1701, iюля в 1 день.

Щедротами князя Барятинского Данилов монастырь был перестроен почти заново, кроме Троицкого собора с придельною церковью во имя преподобного Даниила и больничных келий с церковью во имя Всех Святых; всё остальное, что мы видим в Даниловом монастыре в настоящее время, устроено князем Барятинским. Сумма всех пожертвований князя в Данилов монастырь достигает огромной по тому времени суммы 20 000 рублей.

В 1689 г на средства князя Барятинского построена каменная колокольня. На юго-западном углу площадки звона выделяется маленькое кубическое помещение для часового механизма (следы циферблата еще недавно можно было рассмотреть на фасаде колокольни).

В том же году князем Барятинским на устроенную им колокольню был пожертвован и новый колокол в 575 пудов, стоивший 2 510 рублей. В следующем 1690 г. Иван Петрович передает в монастырь свое сельцо Твердилково. Вскоре по окончании постройки колокольни на средства князя начато было другое, более дорогостоящее дело: постройка новой церкви в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В 1691 г. приступлено было к сломке старого здания. Барятинский пожелал построить каменную церковь с тёплой трапезой, с хлебнею, с погребами, с палатками — кладовыми и службами. Стены было указано класть в трёхаршинную сажень, обкладывая с лица на аршин белым камнем; посреди трапезы поставить каменный столб осмерик. В окнах вместо стёкол вставлена была слюда. Эта слюда в количестве трёх пудов [49 кг], по просьбе князя Барятинского, была отпущена из царской казны по государевой цене. Иконостас строящейся церкви поручено было делать некоему М. П. Тешкову. Все работы были покончены и церковь была освящена в 1696 году. Возможно, потраченные средства были вкладом на пострижение, так как после этого Иван Петрович упоминается уже как старец Ефрем.

Одновременно на средства князя по южной стороне монастыря были построены и братские каменные кельи — «12 палат каменных, а под ними 2 ледника белым каменем, да 2 поварни каменные». Эти кельи, переделанные в 1825 г., существуют в Даниловом монастыре и в настоящее время.

В 1695 году от удара молнии сгорела церковь на святых вратах во имя преподобного Сергия, и стены её распались. Власти монастыря обратились к тому же Барятинскому, который дал свои средства и на эту постройку. Но в 1697 г. уже вышел указ государя Петра I, запрещавший расходовать монастырские деньги на любое строительство. В силу этого власти Данилова монастыря обратились к государю с слёзною просьбою разрешить им докончить все прежде начатые постройки, и, в частности, переделать ограду и устроить новые святые врата с церковью. Государь разрешил работы, но только на средства князя Барятинского, на монастырские же позволил только перестроить конюшенный двор. Святые ворота и церковь на них были поставлены к 1701 году, но освящена была церковь только в 1713 г.

Одновременно с постройкою новых храмов и келий Данилов монастырь в последней четверти XVII столетия обогатился и многими ценными предметами церковной утвари. Главными вкладчиками были князь И. П. Барятинский и архимандрит Варфоломей.

После смерти Барятинский был похоронен возле входа в трапезную палату с северной стороны. На стене, над могилой сохранилась белокаменная надгробная плита. Над плитой располагалась каменная часовня, построенная самим князем Барятинским. В 1716 году по просьбе родственников указом Петра I-го дозволено на ту каменную часовню сделать главу, водрузить крест и освятить церковь во имя Евфимия Великого. Церковь существовала недолго и погорела в 1720 году и упразднена тогда же.

В начале следующего столетия монастырём управлял Варлаам Высоцкий — духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны. В 1716 году архимандрит Варлаам подал императору Петру Великому челобитную, в которой указывал на неудобство нахождения гробницы преподобного Даниила и просил разрешения перенести мощи на место более свободное и удобное. Государь милостиво отнёсся к этой челобитной и надписал на ней: «Господь да благословит делать против сего доношения в честь Богу дивному во святых своих». Такое же распоряжение было дано и местоблюстителем патриаршего престола преосвященным Стефаном митрополитом Рязанским. Согласно этому разрешению, мощи преподобного Даниила 16 октября 1716 года были положены на настоящем их месте в арке, пробитой в северной стене Троицкого собора в новую медную посеребренную раку, в память о чём в 1782 году по благословению Переславского епископа Феофилакта было установлено празднование этого дня

14-го апреля 1720 г. в Похвальской церкви случился пожар : сгорели кровля над церковью и трапезой, пострадала от пожара и внутренняя часть церкви, а также сгорела кровля и на братских кельях, устроенных князем Барятинским. В это время сгорела и церковь преподобного Евфремия. На обновление погоревших зданий монастырь просил удержать в свою пользу деньги оброчные с «заопределённых» вотчин. Разрешение было дано с строгим приказом не производить расходов выше составленной сметы. Такое исключительное благоволение Данилову монастырю можно объяснить, только особенным отношением к настоятелю монастыря архимандриту Варлааму Императора Петра Великого и императрицы Екатерины Алексеевны.

Просьбы множились, денег постоянно не хватало. Как можно видеть из описи 1732 г., главы на церквах обветшали, кровли сгнили, каменные своды грозят разрушением, каменная ограда частью повалилась на землю, частью покосилась и подперта деревянными столбами. В 1732 г. каменный шатёр под Сергиевскою церковью над Святыми воротами разрушился и его нужно было заменить деревянным шатром.

В 1749 г. Данилов монастырь постигло новое несчастие: вновь в монастыре случился пожар и более сильный, чем в 1720 году. Погорела церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, в ней сгорел иконостас со всеми местными и другими иконами, выгорела трапеза со всем, что в ней было, сгорели окна и испортились 2 печи и своды (выпали кирпичи); в церкви преподобного Сергия на Святых воротах обгорел шатёр, кровли, окна и двери; на архимандричьих кельях сгорели кровля и окна и повредилось многое внутри. При этих кельях были новые деревянные кельи, от коих устроены были деревянные переходы к Сергиевской церкви, и они пострадали от пожара, пострадали окна в кельях Барятинского и сторожка, за монастырём сгорел двор конюшенный и все бывшие при нём строения и житенный двор.

На полное обновление Данилова монастыря в половине XVIII столетия требовалось 14 440 р.; нужных же для этого средств у монастыря в наличии не было. Несмотря на то, что формально  монастырь в 1754 году владел 8 сёлами, 9 сельцами, 10 деревнями, 3 слободками и 40 пустошами с 3173 душами крепостных, все его доходы и расходы жестко контролировались. Да и не все архимандриты проявляли себя искусными и рачительными управляющими. Запрещено было также нанимать рабочих со стороны.

Петром I были строго определены штаты монашествующих, по этим штатам в Даниловом монастыре назначено было 73 монашествующих и прислуги: 2 стряпчих, 3 подьячих, 5 монастырских слуг, 4 конюха, 9 служебников, 1 часоводец. В монастыре должно быть строгое общежитие и жизнь монашествующих должна быть подчинена строгим ограничениям.

В ходе затянувшегося ремонта храме Похвалы Богородицы было принято решение устроить в 1793 году в трапезе на правой стороне придел во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца наместо бывшей над святыми вратами монастыря во имя того же угодника. Придел предназначался для ранних литургий в зимнее время за неимением тёплых церквей в монастыре.

Позже над вратами устроили церковь во имя Тихвинского образа Божией матери.

До 1744 г. Переславль со своим уездом входил в состав патриаршей области, составляя особую Переславскую десятину. Посему и Переславский Данилов монастырь был подчинён непосредственно патриарху; в период междупатриаршества он находился в ведении местоблюстителя патриаршего престола, а с учреждением Святейшего Синода в ведении последнего. В 1744 г. вместе с другими была открыта Переславская епархия, и Данилов монастырь был подчинён Переславским епископам и Переславской духовной консистории.

С 1753 по 1788 год в монастыре помещалась Переславская духовная семинария; с 1788 года — Переславское духовное училище. Архимандриты Данилова монастыря почти всегда были и ректорами семинарии. Семинария оставалась в Даниловом монастыре до упразднения Переславской епархии в 1788 году и состояла из пяти школ: 1) риторики, 2) пиитики, 3) грамматики, 4) фары и 5) русской. По ведомости 1758 года всех учеников в семинарии состояло 92 человека (из них 30 на казенном кошту). Из безнадёжных учеников одни помещаемы были в архиерейские певчие, другие же, имеющие свыше 20 лет, не допускаемы были более продолжать дальнейшее учение, и обучались только исправному церковному и гражданскому чтению, нотному пению и церковному уставу, чтобы они с пользою могли занять хотя бы дьяческие и пономарские места. Такие ученики все содержались на своём коште.

В 1811 году над ракой преподобного Даниила была возобновлена сень, 10 августа 1813 года придел был заново освящён. 28 июля 1816 года мощи преподобного переложили в новую серебряную раку, устроенную на средства купца К.В. Крестовникова и поставленную высоко над полом церкви в арке между основным пространством храма и приделом.

1823, августа 24 дня Данилов монастырь удостоил своим посещением император Александр I.

Нельзя обойти молчанием самых щедрых благотворительниц этого времени, которые для Данилова монастыря в XIX столетии были тем же, что князь И. П. Барятинский в XVII столетии. Это сёстры девицы Гладковы. В течение 50 лет при их жизни все работы по украшению и обновлению монастырских храмов и других зданий производились на их средства. Не один десяток тысяч рублей израсходован ими на это при их жизни, а по смерти своей они завещали капитал в 100 000 рублей на содержание монастыря и тем навсегда обеспечили его благоустройство.

За декретом 1918 года об отделении церкви от государства 1 февраля 1919 года последовало постановление наркомата юстиции об организованном вскрытии мощей. Для этого в Переславле-Залесском в первую очередь выбрали Троице-Данилов монастырь. Раку с мощами игумена Даниила вскрыли в конце февраля, и в марте переславцы увидели произведённые при вскрытии снимки. Настроенного против Советской власти архиерея монастыря Дамиана в начале 1920-х гг. арестовали и вывезли из города. Вскоре в числе других был закрыт и Данилов монастырь. Последняя служба в обители состоялась 5 февраля (н. ст) 1923, а в течение двух последующих недель выселили всех монахов, которых было немного — около 20 человек. Мощи Даниила выдали группе верующих, взявших в своё ведение Тихвинский храм над воротами монастыря. Часть предметов искусства и старины стараниями директора музея М. Смирнова перешла в музей. А ковры, мебель и посуду братии забрали в коммунальный отдел города. Этому же учреждению должны были перейти и монастырские постройки, но через полтора месяца М. Смирнов добился передачи их музею. На территории обители трудами историка М.И.Смирнова был организован музей. В церкви Похвалы директор музея осуществил свою задумку — создал иконографический отдел, открыв его для посетителей весной 1926 года. С целью охраны были сданы в аренду два ныне не существующих фруктовых сада Данилова монастыря, тогда заключавших в себе 50 яблонь, 50 кустов терновника и большой малинник. Жилые помещения монастыря в 1920—1930-е гг. занимали частные квартиросъёмщики, производившие в качестве оплаты необходимый внутри строений ремонт.

В феврале 1929 года Лазарь Каганович объявил духовенство политическим противником ВКП(б), готовящим контрнаступления на мероприятия Советской власти. Как следствие этого, через несколько месяцев были закрыты отдел древнерусского искусства музея в Похвалинском корпусе и действующая Тихвинская церковь над воротами монастыря. Именно тогда металлическая рака с мощами игумена Даниила поступила на хранение в Переславский музей. Серебряной раки к тому времени уже не существовало — её и ещё более 150 предметов забрали в казначейство в 1923 году, когда проводилась компания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Летом 1930 года дошла очередь до монастырских колоколов. Их металл должен был стать частью базы для развития промышленности страны. И Рудметаллторг произвёл съёмку всех колоколов Троице-Данилова монастыря. В качестве памятника истории оставили лишь колокол 1692 года изготовления, принадлежавший Даниловской обители. А через год по директиве городского Совета рабочие разобрали ограду с башнями XVII века. Почти одновременно оказалась без купола церковь Похвалы — размещавшееся там военное ведомство приступило к капитальным переустройствам… В Троицком соборе рабочие заготконторы, чей склад там находился, на паперти в южном окне разобрали кирпич, разрушили стены и вставили дверь. В знаменитые же фрески XVII века кругом вбили доски. Стремясь прекратить разрушения, директор музея К. Иванов незамедлительно заявил протест в районную прокуратуру и в народный суд.

Во второй половине 1930-х большинство построек Данилова монастыря занимала на договорных условиях машинно-тракторная станция (МТС). Договор с музеем не только не позволял менять что-либо в монастыре, но и обязывал МТС производить там ремонт. Видимо, для учреждения это было обременительно, и поэтому в 1937 году на заседании Переславского РИКа постановили «возбудить вопрос перед комитетом по охране памятников старины при Президиуме ВЦИК об исключении Данилова монастыря из списков памятников старины и передаче его для учреждений МТС». К счастью, в этом вопросе МТС потерпела неудачу.

В дальнейшем большинство построек монастыря занимала заготконтора. В 1947 был занят лагерем военнопленных, в 1950-х военной частью.

Военнопленные лагеря №282 (главное отделение находилось в Даниловом монастыре) работали на фабриках № 5, «Красное эхо», «Новый мир», строили шоссе Москва—Вологда, Дом культуры фабрики №5 на Народной площади, работали в сельском хозяйстве, на лесозаготовках, на торфопредприятиях и др. В монастрые организуются своя пекарня, а также портновская, столярная, часовая, механическая и сапожная мастерские. В числе пленных были архитекторы, скульпторы и художники. По просьбе директора краеведческого музея МВД выделяет для работы в музее квалифицированных специалистов — двух художников и одного скульптора. В художественной лаборатории музея были созданы живописные портреты переславцев — героев войны и труда, а также карты, схемы, диаграммы. В общей сложности в музее хранится около 300 работ пленных. Эти материалы сотрудники музея используют в выставках и экспозициях. Кроме того, в музее имеется несколько вариантов проекта памятника художнику Д. Кардовскому, выполненных военнопленными карандашом и акварелью. 8 ноября 1947 года состоялось торжественное открытие памятника на могиле академика живописи Д. Кардовского, изготовленного по одному из эскизов. Военнопленные сделали также проект реконструкции Красной площади с памятником Александру Невскому на высоком пьедестале, с палисадником и невысокой металлической оградой. Но памятник они сделать не успели, потому что 13 июня 1949 года интернированные были отправлены в Ярославль, а оттуда на родину.

Первая реставрация архитектурных памятников Троице-Данилова монастыря начата лишь в 1960-е годы – здесь работал известный архитектор-реставратор И.Б.Пуришев. В 1980-е годы приступили было к реставрации стенописи собора, однако из-за недостатка средств дело ограничилось лишь пробными расчистками и промывкой некоторых фрагментов. В 1993 г. монастырь передан Православной Церкви. Ни одно из зданий не было пригодно для проживания, территория пребывала в запустении. В 1994 г. мощи преподобного Даниила перенесли из музея в Никольский женский монастырь, а через два года вернули в основанную им обитель.