АУДИОЭКСКУРСИЯ ПО МОНАСТЫРЮ (izi.TRAVEL)
Чтобы посетить еще одну переславскую святыню — Свято-Троицкий Данилов монастырь — необходимо почти сразу, за крутым откосом, свернуть с центральной автострады направо. И тогда вы попадете в старинную Сокольскую слободу, где в эпоху Ивана Грозного жили сокольи помытчики, поставлявшие ко двору обученных соколов для царской охоты. Дорога приведет вас к виднеющейся издалека небольшой возвышенности, на которой располагается мужской монастырь. Обстоятельства основания этой обители история донесла до наших дней. При помощи известных письменных источников постараемся немного приоткрыть завесу времени…
…То было самое бедное и вместе с тем самое мрачное из всех городских кладбищ, носившее название Божедомье или Дом убогих. Подобные кладбища были по всем старорусским городам того времени. Смирнов, М. И. Переславль-Залесский: Исторический очерк 1934 года. — Переславль-Залесский, 1996.
Согласно преданию, 500 с лишним лет назад на этом пологом холме-пустыре находилась скудельница с огороженными клетью братскими могилами. Сюда местные жители приносили и складывали погибших странников и умерших бедных мирян, засыпая их землей лишь раз в году накануне Троицы после общего отпевания. Однако в обычные дни люди старались обходить стороной это мрачное место на окраине Переславля. По легенде, иные будто бы видели на холме мерцание свечей над крестами, другие утверждали, что слышали доносившееся со скудельниц ангельское пение или даже звон колоколов. Но и те, и другие не могли не замечать на скудельнице человека в монашеской одежде, который нередко приносил к братским кладбищам несчастных погибших и, не дожидаясь Троицы, в одиночестве хоронил их там по христианскому обряду. Это был не кто иной, как будущий основатель и первый игумен Троицкой обители, но сначала монах, а затем священник Горицкого монастыря Даниил, мечтавший устроить на месте скудельницы храм.
Написанное позднее выходцем из Переславля духовником Ивана Грозного митрополитом Афанасием «Житие преподобного игумена Даниила» повествует, что однажды бывшие в царской опале братья бояре Иван и Василий Челяднины пригласили этого благочестивого старца помолиться в их домовой церкви. Во время начавшейся литургии в поместье явился царский вестник со счастливым известием о восстановлении Челядниных в прежнем чине. В благодарность за чудо бояре представили Даниила великому князю и митрополиту, после чего переславский старец и получил благословение на строительство храма. Самую первую церковь на месте братских кладбищ соорудили в 1508 году. Она была из дерева и называлась во имя Всех Святых. Но ни она, ни первые кельи не сохранились до нашего времени. Древнейшая из существующих сегодня построек обители — Троицкий собор — возведен в 1530—1532 годы по велению Василия III. Князь с особым доверием относился к основателю монастыря Даниилу, пригласив его стать крестным отцом своего сына, будущего царя Ивана Грозного. По оценке архитекторов, простой по своему плану четырехстолпный Троицкий собор, слегка украшенный изящно выполненными деталями, строился опытным и талантливым зодчим, возможно, присланным в Переславль великим князем. Внутри этот просторный собор искусно украшен фресковой живописью, выполненной уже после канонизации мощей Даниила во второй половине ХVII века. Работала над украшением храма с 1662 года артель мастеров из Костромы под руководством талантливого художника Гурия Никитина и обладающего немалым опытом Силы Савина, известными своими замечательными работами в Московском Кремле. Легкой рукой, плавными линиями, свободно и уверенно мастера покрывали фресками стены и своды Троицкого собора. В куполе — Вседержитель, в алтаре — «Троица Новозаветная»*, «Недреманное око», архангелы Михаил и Гавриил, на столпах — общерусские и местночтимые святые, на западной стене — Апокалипсис… Всмотритесь в проникновенный лик Спаса, в мудрые лица изображенных святых, обратите внимание на грозные, красноречивые сцены из Апокалипсиса. И тогда, может быть, как и приходившие сюда предки, вы ощутите волнующую силу фресок, внушающую человеку трепет перед безмерным величием Бога.
…В стенописи Данилова монастыря впервые в полной мере определились гуманистические идеи искусства Гурия Никитина с его осознанием человека как главной ценности мира и качества человечности как мерила добра и зла. Артель костромских мастеров создала оригинальное и глубоко национальное по своей сути произведение, дающее художественное истолкование ведущим общественным и философским идеям своего времени. Сукина, Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. — Переславль-Залесский, 2002.
Росписи костромских иконописцев имеют немало своих уникальных особенностей, они являются гордостью Залесского города. По мнению специалистов, именно в Переславле было положено начало значительному явлению в монументальной живописи ХVII столетия, которое можно назвать «школой Гурия Никитина». Несмотря на то, что в советское время Троицкий Данилов монастырь был закрыт (в его постройках в 1930-х размещалась машинно — тракторная станция, после ВОВ — военнопленные немцы), а его прежние стены оказались разобраны, переславцы, кроме древних фресок, сумели сохранить здесь немеркнущую красоту, запечатленную в камне. Сегодня на территории действующей мужской обители вы найдете немало замечательных памятников архитектуры. Среди них — сооруженная в 1687 году на средства полководца Юрия Никитича Барятинского небольшая Всехсвятская церковь и чуть более поздний по дате строительства высокий Похвалинский храм ХVIII века. Здесь же, в центре, располагается необыкновенно красивая Трапезная палата с фасадами, украшенными разнообразными декоративными элементами и белокаменной резьбой. Неизменно привлекают внимание входящего в обитель и парадные Святые ворота 1700 года с надвратной Тихвинской церковью, от которых аллея вековых лип ведет в главную святыню монастыря — Троицкий собор ХVI столетия. Именно там теперь в старинной раке покоятся мощи основателя обители и великокняжеского кума — переславского святого Даниила.
* — сейчас на месте этого образа находится более древняя роспись с Великим входом, которая была восстановлена во время реставрации.