Меню Закрыть

Житие преподобного Даниила Переславского

Пре­по­доб­ный Да­ни­ил Пе­ре­­с­лав­ский, в ми­ру Ди­мит­рий, ро­дил­ся око­ло 1460 го­да в го­ро­де Пе­ре­слав­ле-За­лес­ском от бла­го­че­сти­вых Кон­стан­ти­на и Фе­о­до­сии (в ино­че­стве Фек­лы).

С дет­ства Да­ни­ил имел лю­бовь к бла­го­че­сти­вой жиз­ни и хри­сти­ан­ским по­дви­гам. По­стриг при­нял в мо­на­сты­ре пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия Бо­ров­ско­го; в ду­хов­ной жиз­ни воз­рос под ру­ко­вод­ством свя­то­го Лев­кия Во­ло­ко­лам­ско­го (па­мять 17 ав­гу­ста). За­тем на ро­дине он по­свя­тил се­бя по­дви­гу люб­ви к ближ­ним: по­гре­бал бес­при­зор­ных, ни­щих, без­род­ных. Пре­по­доб­ный ос­но­вал на ме­сте клад­би­ща мо­на­стырь.

Дни памяти: 20 апреля (ст.ст.: 7 апреля), 5 июня (ст. ст.: 23 мая) — Собор Ростово-Ярославских святых, 12 января (ст. ст.: 30 декабря) — Перенесение мощей.

Жития святых. Преподобный Даниил Переяславский. Радио «Вера»

В начале шестнадцатого века Россия, ведомая рукой великого князя Василия III, укреплялась в статусе великой державы. Тогда же псковский монах Филофей выдвинул свою знаменитую идею Москвы как третьей и последней столицы христианского мира.

Филофей(как бы сам себе диктует с воодушевлением, слышен скрип пера):
Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать…
(скрип пера прекращается, старец сам себе говорит в раздумье)
Что за время выпало нам, грешным, во исполнение пророков! Чем прежде были Рим и Константинополь, тем отныне и до скончания лет будет Москва.

А в Горицком монастыре под Переяславлем жил тихий монах Даниил, менее всего помышлявший о мирской славе. Из окна его кельи была видна скудельня – место, где хоронили нищих, бродяг и так называемых «нечистых» мертвецов. Тела никому не нужных людей без отпевания и поминок хоронили в братских могилах…
Даниил возложил на себя странное послушание. В свободное время он ходил по окрестностям, выспрашивая, нет ли кого брошенного на дороге, замёрзшего или убитого. Узнав о таковых, он находил тело, относил его в скудельню и погребал с молитвами. Даже монахи порой дивились его поступкам.

1-й брат:
Смотри, Прокопий, опять Даниил несёт какого-то бедолагу. И что ему неспокоится…
2-й брат:
А разве плохо? Человека надо и похоронить по-человечески.
1-й брат:
Да ведь мы не знаем, что это за человек! Может, пьяница, а то и… самоубийца. Таких поминать не велено, а он отпевает! Грех это…
2-й брат:
Откуда нам знать, что грех? Кому, кроме Бога, судить эту душу? Мне Даниил сказывал, что вечером над скудельней огни бывают, словно свечки. Те, кто там лежат, может, праведнее всех нас.
1-й брат:
Да ты взгляни на него. Этот «праведник», поди, крест пропил.
2-й брат:
А ты нищего Лазаря вспомни. Он за терпение свое в Царстве Небесном уподобился ангелам. А богача дорогие одежды от адского пламени не спасли.

В то время два брата-боярина Челяднины, состоявшие на великокняжеской службе, впали в немилость. Наслышанные о праведности Даниила, они обратились к нему с просьбой молиться об умягчении государева гнева. Вскоре из Москвы прибыл к ним гонец с вестью, что опала снята. В благодарность за чудо Челяднины предложили Даниилу любые почести. Вместо этого он попросил их помочь с устройством церкви в память о безвестных праведниках. Через некоторое время вокруг построенного при скудельнице деревянного храма Всех святых образовался небольшой монастырь. После долгих уговоров, по личной просьбе Василия III, Даниил стал его настоятелем.
В труде и молитве он всегда был усерден. Братия так любили и чтили своего наставника, что ещё при жизни стали почитать за святого и чудотворца. Отовсюду к нему шли люди со своими бедами, старец никому не отказывал в помощи и утешении. Однажды в голодный год он отдал остатки монастырской муки нищей вдове с детьми. Бездомные получали приют в Данииловом монастыре, больные чудесным образом выздоравливали.

Житие преподобного Даниила Переславского

Преподобный Даниил, в миру — Димитрий, родился около 1460 года в городе Переславле-Залесском. С самых юных лет преподобный устремился к аскетической жизни и стал подражать подвигам преподобного Симеона Столпника. Боголюбивый отрок был отдан на обучение в Никитский монастырь, которым руководил его родственник — игумен Иона. Здесь он принял окончательное решение о том, чтобы всецело посвятить свою жизнь служению Богу в иноческом чине. Боясь препятствий со стороны родителей, он тайно с братом своим Герасимом удалился в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Здесь преподобный Даниил принял монашеский постриг и в течение 10 лет подвизался под руководством опытного старца — преподобного Левкия Волоколамского (память 17 июля, 1492).

В 1491 году преподобный возвратился в свой родной город, в Горицкий монастырь, где был удостоен священнического сана. Проводя строго-подвижнический образ жизни, святой Даниил избрал для себя еще и особый труд: он разыскивал умерших бездомных, нищих и безродных людей и заботился об их христианском погребении. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому было отпеть и похоронить, то старался найти его и перенести в скудельницу (место захоронения бездомных). Преподобный заботился о том, чтобы обретенное тело предали земле, а сам молился за безымянного усопшего на Божественной литургии.

Преподобный Даниил очень скорбел о почивших странниках и со временем решил устроить на этом месте храм во имя Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан.  Указом великого князя Василия Ивановича он получил грамоту на владение тем местом, где планировал ставить церковь и, по благословению митрополита Симона, 15 июля 1508 года церковь Всех святых была освящена и готова к богослужению.

Вскоре вокруг церкви появились иноческие кельи и образовался небольшой монастырь, где преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей преподобного была о страннолюбии, чтобы принимать и заботиться о странниках, нищих, убогих и больных.

Одним из лучших учеников преподобного Даниила, живших в обители, был преподобный Герасим Болдинский (память 1 мая, 1554), который впоследствии стал основателем нескольких монастырей в Смоленской области.

Святой Даниил был опытным и любвеобильным руководителем, умел к каждому из своих подопечных найти особый подход, чтобы вразумить и направить к спасительному пути.

Блаженный старец преставился 7 апреля 1540 года, на 81-ом году своей многотрудной жизни, приняв перед смертью великую схиму. Приготовившись в мир иной, старец видел трех чудных иноков, которые посетили его однажды в Горицком монастыре. Преподав всем последнее благословение, он мирно отошел ко Господу и был погребен близ Троицкого собора с северной стороны.

Преподобный Даниил Переславский и русские самодержцы

Благодаря своей высокодобродетельной жизни, преподобный Даниил пользовался глубоким уважением великого князя Василия III и был его духовным отцом. Осенью 1510 года, будучи на богомолье в городе Переславле, Василий III посетил и Данилов монастырь, где ближе познакомился с его основателем и пожертвовал для братии хлебную ругу. Благодаря великокняжеской поддержке, в молодой обители, где собралось уже около семидесяти иноков, стало возможным построить новые храмы и дополнительные кельи.

Через некоторое время великий князь уговорил смиренного Даниила принять на себя игуменство в основанном им общежитии. В конце 1528 года бездетный князь Василий и великая княгиня Елена, совершая паломничество по северным обителям для богомолья о рождении наследника, посетили и Данилов монастырь. По преданию, именно благодаря молитвам преподобного Даниила у великого князя родился, наконец, сын — будущий царь Иван Васильевич Грозный.  Вместе с другими достойными священноиноками, преподобный стал крестным отцом обоих сыновей великого князя: Ивана и Георгия; по тогдашнему обычаю, он носил на руках малолетнего царя на великом входе во время пения Херувимской. В честь рождения долгожданного первенца, великий князь сделал пожертвование на строительство первого каменного храма в Даниловом монастыре — Троицкого собора, с приделом во имя небесного покровителя княжича святого Иоанна Предтечи.

Юный царь Иван Васильевич, по примеру своего отца, также глубоко почитал уже почившего преподобного. Именно благодаря его указу было составлено первое житие св. Даниила, основанное на воспоминаниях еще живых очевидцев.

История почитания и прославления преподобного Даниила Переславского

Местное почитание преподобного Даниила началось сразу же после его кончины. Приблизительно через 16 лет после преставления святого появилась первая редакция его жития, составленная, по всей вероятности, царским духовником протоиереем Андреем, который до 1550 года служил священником в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского. Когда в 1652 году встал вопрос о канонизации святого, архимандрит Тихон, настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря, предоставил грамоту, где было указано, что «… образ его, чудотворцев, написан изстари, и канон, и тропарь, и житие, и стихеры». Общецерковное прославление преподобного состоялось после обретения его нетленных мощей, которое произошло 17 ноября 1652 года. В 1660 году на месте погребения святого был устроен новый придел в честь его имени, куда поставили раку с его нетленными мощами.

Чудеса преподобного Даниила Переславского

Преподобный Даниил еще при жизни прославился многими чудесами. Однажды брат, занимавшийся приготовлением монастырского кваса, положил в него слишком много муки, и квас стал непригоден к употреблению. Но преподобный простил невольную оплошность брата и велел разбавлять квас водой до тех пор, пока наполнились все монастырские сосуды. Тогда, по молитвам св. Даниила, получился не только необыкновенно вкусный, но и целебный квас, который врачевал от всех болезней с верою, пивших его.

В другой раз, во время общего голода, в монастырской житнице также осталось совсем немного хлеба, но преподобный Даниил велел отдать его пришедшей за помощью бедной вдовице с детьми. И с тех пор в награду за милосердие преподобного мука в житнице не оскудевала до нового урожая.

После своей кончины преподобный Даниил явился тяжко больной боярыне Евдокии Салтыковой и сказал ей: «Я — Даниил, игумен Переяславский, пришел принести тебе здравие!» Тогда она велела везти себя в монастырь, чтобы отслужить панихиду на могиле преподобного, где и получила полное исцеление.

Множество и других чудес совершил преподобный, о чем подробно было изложено в его житии по свидетельству братии и других очевидцев.